Колдуны (Волшебники, Волхвы, Шаманы, Некроманты, Чернокнижники, Чародеи)
Сама внешность колдуна, строгая и внушительная, очень напоминает старый дуб.
Суеверный страх перед колдунами покоится на обще народном убеждении,
что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что
черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все
новой и новой работы. Что ни придумают колдуны -~ все чертям нипочем, одна забава;
выдумал один колдун заставить их овин молотить - в одну ночь измолотили так, что и
соломы обирать не надо: осталась одна мякина. Дал другой меру овса и меру льняного
семени, велел обе смешать и отобрать по зернышку, каждое в отдельное место: думал,
что над льняными зернами, скользкими и увертливыми, черти надсадятся, а они в полчаса
всю работу прикончили. Пошлют иные колдуны на елке хвою считать, каждую иголку
перебрать, чтобы бесы искололи себе лапы, изошли кровью от уколов, а они сказывают
верным счетом да еще самодовольно ухмыляются. Другие затейники на осину им указывают:
сосчитайте, мол, листья (а осиновый лист, как известно, неподатлив: без ветру изгибается,
без устали шевелится, ухватить себя лапами не дается). Долго черти с ними бьются:
пот с них льется градом, несмотря на то, что на осине листьев меньше, чем иголок на елке,
- однако и глазом заказчик едва успеет мигнуть, как работа у чертей окончена.
Опять осклабили они зубы, опять навязываются на работу. Вбил один колдун в озеро кол
и оставил конец над водой: 'Заливайте, -говорит, -кол'. - Стали черти заливать - не могут.
'Теперь не скора явятся, - думает колдун, - дня два промучаются, а я тем временем отдохну от них'.
Однако колдун ошибся: хотя он наказал носить воду решетом, да забыл его 'зааминить',
сделать по молитве таким, чтобы они не могли навести свои чары - превратить решето в лукошко.
Вот черти и залили кол. Снова пришли, расхохотались: давай им что-нибудь потруднее.
Тогда колдун озлился: 'Вот вам чурбан из того проклятого дерева, которое вы любите за то,
что на нем удавился Иуда, и под корою которого видна кровь (кора под кожицей красновата);
чурбан я вырубил во весь свой рост, да с одного конца отсек от него пол-аршина. Надо вытянуть
кряж так, чтобы стал по мерке снова вро-вень с ростом'. Тянули черти три дня целых - ничего у
них не вышло. Пришли покаяться и опять просить работы, хотя бы еще поскучнее, например, песок
с берега перетаскать в реку, по песчинке, или еще мудренее: развеять куль муки по ветру да и
собрать его по порошинке.
Колдуны бывают природные и добровольные, но разницы между ними никакой, кроме того, что
последних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун,
по воззрениям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью,
и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой. Впрочем,
помимо этих двух категории колдунов, существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные.
Дело в том, что всякий кол-дун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу,
иначе ему придется долго мучиться, да и мать-сыра земля его не примет. Поэтому знающие и
осторожные люди тщательно избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь, даже самые близкие
родные стараются держаться подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а
поставят ковшик так, чтобы он сам мог до него дотянуться. Рассказывают, что один колдун позвал
девку и говорит: 'На тебе!' - Та догадалась: 'Отдай тому, у кого взял'. Застонал он, заскрипел
зубами, посинел весь, глаза налились кровью. В это время при-шла проведать его племянница;
он и к ней: 'На, - говорит, - тебе на память!' - Та спроста приняла пустую руку, - захохотал
он и начал кончаться.
Для 'невольного' колдуна возможно покаяние и спасение: их отчитывают священники и отмаливают
в монастырях, для 'вольных' же нет ни того, ни другого.
Посвящения в колдуны у в общем, сопровождаются однородными обрядами, смысл которых повсюду
сводится к одному - к отречению от Бога и царствия небесного, и затем к продаже души своей черту.
Для первого довольно снять с шеи крест и спрятать его под правую пятку или положить икону на
землю вниз ликом и встать на нее но-гами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные
клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны.
Лучшим временем для этого, конечно у считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом -
перекрестки дорог, как излюбленное место нечистой силы. Удобны также для сделок с чертом бани,
к которым, как известно, приставлены особые духи. При заключении договоров иные черти доверяют
клятвам на слово, другие от грамотных требуют расписки кровью, а неграмотным велят кувыркаться
ведомое число раз через столько-то ножей, воткнутых в землю. Когда все обряды благополучно
окончены, к посвященному на всю жизнь его приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята.